Немного об истории
Вспомним как образовалась Австро-Венгрия. В половине 19-го века австрийская монархия была на грани распада, и чтобы сохранить часть своих территорий, монарх принял решение заключить союз с венгерской знатью, в котором и Австрия, и Венгрия будут иметь одинаковые права. Образование дуалистической монархии способствовало укреплению страны, а также выгодно представляло ее на международной арене.
Формой правления Австро-Венгрии стала дуалистическая монархия, где вместе с монархом работал парламент и правительство. Монарх мог наложить запрет на законы, принятые парламентом. Этот вид правления часто используется во время преобразований от стандартных до индустриальных обществ. Это форма позволяет достичь компромисса между крестьянами и предпринимателями. В ней уживаются принципы монархии и парламентского способа правления. В сравнении с парламентской монархией, дуалистическая оставляет последнее слово в принятии решений за монархом и его приближенными.
Австрийский монарх выполнял одновременно и функции короля Венгрии. Он принимал законы, формировал кабинет правительства, выступал в роли главнокомандующего австро-венгерскими войсками. В каждой из двух стран было собственное правительство и парламент, но утверждал их австрийский монарх. Общие функции были возложены на военное и финансовое ведомства, а также, на министерство иностранных дел.
Австро-венгерское правительство не было заинтересовано в желании народов получить независимость, поэтому, нередко распускались местные парламенты (к примеру, парламент Хорватии – в 1912 году).
Австро-Венгерская монархия просуществовала до завершения Первой мировой войны, в которой потерпела поражение. Австрия и Венгрия получили статус отдельных республик, кроме того, на территории могущественной монархии появилось ряд других независимых государств. По сути, Австро-Венгрия считается аналогом нынешнего Евросоюза.
Государственное устройство Венгрии
По форме государственного устройства, Венгрия представляет собой унитарное государство. Территория страны поделена на 19 медье, при этом, Будапешт имеет особый статус.
Конституция, принятая в стране в 1949 году, действует и сегодня. Сегодня она практически полностью изменена и представляет собой западно-демократический аналог.
В парламентской республике, которой считается Венгрия, действует демократический режим.
В состав государственного собрания, которое является высшим органом государственной власти, входит 386 депутатов. Венгерский парламент обладает очень широкими полномочиями, во всяком случае, в сравнении с другими мировыми странами.
Государственное собрание занимается созданием и принятием законов, формированием государственного бюджета, назначает всеобщий референдум, отчитывается об его использовании и т.д.
Относительно внешней политики, в полномочия Государственного собрания входит заключение значимых для страны международных договоров. Помимо этого, в компетенцию данной структуры входят вынесение решения по объявлению войны и заключению мира, объявление чрезвычайного положения в стране и формирование Совета обороны. Государственное собрание правомочно объявить особое положение, в случае боевых действий, целью которых является свержение строя; угрозы жизни мирных граждан, во время стихийных бедствий, аварий промышленного масштаба и т.д.
В ситуациях, когда Государственное собрание не имеет возможности объявить особое либо чрезвычайное положение, это может сделать Президент. Парламент принимает решение по применению военной силы как за пределами государства, так и внутри страны.
Президента назначает Государственное собрание. Президент имеет право роспуска Государственного собрания, если в течение одного года правительство не менее 4 раз теряло доверие. Новое Государственное собрание должно быть сформировано в течение 3-х месяцев после роспуска прежнего либо окончания срока его полномочий.
Президентский срок составляет 5 лет. Президент республики выступает от имени государства, когда подписывает международные договоры (в иных случаях, прежде чем заключить договор, президент должен получить одобрение Государственного собрания). Президент страны является Верховным главнокомандующим и может принимать решения о применении вооруженных сил, в случае, когда это не может сделать, по каким-либо причинам, Государственное собрание.
Правительство призвано обеспечивать защиту конституционного строя, исполнение положений законов, контролировать деятельность армии и других силовых органов, проводить меры для обеспечения общественного порядка и т.д.
Возглавляет Правительство премьер-министр, которого назначает Национальное собрание. Он несет ответственность за деятельность исполнительной власти. Как правило, премьер-министр возглавляет наиболее важную и масштабную партию в парламенте. В его компетентности назначение состава кабинета министров, а также их увольнение (в исключительных ситуациях). Кабинет министров находится в прямом подчинении парламента.