По типу территориального устройства, Венгрия считается унитарным государством, то есть отдельные административно-территориальные субъекты не имеют государственности, на всей территории страны функционирует один Главный Закон. Кроме того, на территории всех административно-территориальных единиц работает единая судебная и правовая системы, гражданство и т.д.
Государство разделено на 19 областей. Столицей Венгрии является город Будапешт, который наделен особым статусом. Органы государственной власти на местах представлены местными самоуправлениями.
Государственное и политическое устройство
По форме правления Венгрия является парламентской республикой, на территории которой действует демократический режим.
Верховным законодательным органом Венгрии является Национальное собрание, которое формируется путем народных выборов на 4 года. Государственное собрание избирает Президента страны на срок – 5 лет. В Венгрии на Президента возложены представительские функции, кроме этого, он выступает в роли Главнокомандующего ВС Венгрии. Если в условиях чрезвычайной ситуации Государственное собрание не имеет возможности по каким-либо причинам объявить войну либо ввести особое положение и сформировать совет обороны, то это может осуществить Президент.
В состав венгерского правительства входит премьер-министр и кабинет министров. Это исполнительный орган, который утверждается Национальным собранием и отвечает перед ним за свою деятельность. Надо сказать, что Парламент Венгрии, в сравнении с аналогичными структурами в других странах, наделен большими полномочиями.
Если по какой-то причине не утверждена кандидатура на должность премьер-министра, а также не утвержден государственный бюджет до 31 марта, президент имеет полномочие распустить парламент.
Национальное собрание Венгрии
Однопалатный орган включает в себя 199 депутатов (с 1990 по 2014 годы было 386 депутатов), которые избираются по смешанной избирательной схеме (выборы проходят по одномандатным и многомандатным округам). Чтобы политической партии войти в парламент, ей необходимо преодолеть 5 %-ный рубеж от общего количества голосов, но это не касается самовыдвиженцев в одномандатных округах.
Государственное собрание принимает Основной закон страны (Конституцию), другие законодательные акты, осуществляет контроль за работой финансовой системы государства, регулирует экономическую и социальную политику, имеет право расформировать местные законодательные органы, если их деятельность ведется с нарушением конституционных принципов. Кроме того, в сферу деятельности Государственного собрания входит утверждение границ и определение административных центров административно-территориальных субъектов, а также утверждение городского статуса для соответствующих населенных пунктов. Парламент наделен полномочиями объявления войны, введения чрезвычайного положения, нахождения на территории своего государство иностранных вооруженных сил.
В число полномочий Национального собрания входит назначение президента, премьер-министра, а также состава Конституционного суда, главных должностных лиц счетной палаты (председателя и заместителя), генерального прокурора и главы Верховного суда.
Правительство имеет право рекомендовать роспуск местной законодательной власти, но сначала, следует согласовать это решение с Конституционным судом. О всеобщей амнистии принимает решение Парламент.
Для кворума обязательно, чтобы в заседании приняло участие свыше 50 % депутатского состава. Если половина депутатов отдает свои голоса, то решение считается принятым. Однако, в случае обсуждения и утверждения поправок к Основному Закону государства, а также принятия решения по объявлению войны либо мира, половины голосов недостаточно. В этих случаях, как и в ситуации введения чрезвычайного положения, необходимо большинство в 2/3 депутатских голосов.
Премьер-министр подписывает законы, которые принимает парламент, затем они поступают президенту страны на подпись. На утверждение законодательных актов президенту дается пятнадцать суток после получения документа. В исключительных случаях, этот срок сокращается до пяти дней. Президент может вернуть закон в парламент, если посчитает, что необходима его доработка. Если проведено повторное голосование, то в течение последующих пяти дней президент должен поставить свою подпись.
Если президент страны считает, что необходимо внести изменения в конституционный закон, он может обратиться в Конституционный суд для проведения аналитической работы. В случае принятия закона было в результате народного голосования (референдума), президент обязан подписать его.
Депутаты Национального собрания наделены правом обращения с вопросами к должностным лицам любого уровня всех органов государственного управления.
Заключение
Заседания Национального собрания проводятся в здании венгерского парламента. Деятельность правительства направлена на сохранение конституционного строя и защиту граждан страны. Наличие депутатского мандата не предусматривает занимать никакие должности в стране, в том числе в силовых структурах (армия, правоохранительные органы). Прекращения действия мандата Правительства происходит в случае назначения нового Правительства новым Национальным собранием, а также, если действующий премьер-министр либо весь правительственный состав ушли в отставку, либо Государственное собрание выразило недоверие и выбрало нового премьер-министра.
Венгерская политическая система отличается стабильностью, и смена власти здесь осуществляется цивилизованно, это характерно и для сил оппозиции.