Венгерский танец очень узнаваемый и известный во всем мире. Этот музыкальный жанр интересен сменой темпа: на смену мелодичным оборотам приходят ритмичные быстрые движения. Это не просто переходы, так характеризуется венгерский характер и развитие народного самосознания. Венгерский танец включает в себя различные музыкальные направления, в нем присутствуют черты не только венгерской музыки, но и цыганской, венской, итальянской и славянской. Как правило, начинается венгерский танец с общего кругового перемещения под лирическую мелодию с дальнейшей сменой движения и переходом к ритмичным парным композициям.
Общая информация
История традиционного венгерского народного танца начинается со второй половины 18-го столетия. Именно в этот период появился вербенкош, который стал основателем данного направления. Этот танец принято было исполнять на призывных пунктах и во время солдатских провод. Название происходит от немецкого “Werbung», что дословно звучит как «вербовка». Этот танец исполняют не только мужчины, но и женщины. Женский наряд включает в себя широкие юбки красного цвета, которые при исполнении круговых движений напоминают форму грибной шляпки.
Чардаш – трактирный танец, который был образован я от вербункоша. Дословно «чардаш» переводится как «трактир». Согласно названию, его чаще всего танцевали в трактирах и «кабаках», вкладывая в исполнение всю удаль и страсть. Чардаш может исполняться не только парами, но и сольно. Как правило, ритмичная его часть с громкими притопываниями исполняется мужской половиной, а медленные плавные па и вращения – девушками.
Палонташ произошел от вербункоша, аналогично чардашу. Однако, отличается от него тем, что его исполняли на светских мероприятиях и балах. «Палота» на венгерском звучит, как «дворец». Этот танец сочетает в себе сдержанность и аристократичность, однако, он достаточно ритмичный и живой. Палонташ, как и чардаш появился в конце 18-го столетия.
«Венгерские танцы» (Иоганнес Брамс)
В 1853 Иоганнес Брамс путешествовал с гастролями по Германии в сопровождении известного венгерского скрипача Эде Ременьи. Музыканты познакомились в 1849 году в Гамбурге. Талант, гениальное исполнение и невероятные импровизации, которые демонстрировал Ременье, всегда восхищали настоящих ценителей музыки. В конце 1852 года были запланированы совместные гастроли по немецким городам с посещением знаменитых музыкантов Листа и Шумана.
Музыканты много общались, совершали прогулки, знакомились с местным населением, устроили импровизированный ночной концерт. Слушатели были очарованы великолепным исполнением.
Интересно, что внешне музыканты были совершенно разными, один блондин, другой – брюнет, такой же контраст присутствовал и в темпераменте. В процессе игры в ансамбле явно прослеживалась харизматичность Брамса и его аристократичность. Он предпочитал не пользоваться нотами и прекрасно импровизировал. Интересно, что национальные напевы, которые часто исполнялись, вообще не были записаны. Позднее, именно они войдут в «Венгерские танцы».
Впоследствии, спустя 16 лет после этих гастролей, Брамс запишет первую «десятку» танцев для фортепиано в четыре руки, а спустя еще год увидят свет еще 11 музыкальных произведений. После издания двух тетрадей (в 1869 году) композитор приобретет большую популярность. Его виртуозные произведения станут исполнять в четыре руки все, имеющие навыки игры и фортепиано в доме.
Через три года автор переложит «Венгерские танцы» для 2-х рук первой тетради, а в 1880 году сделает переложение и второй тетради. Примерно в это время будет закончена работа над третьей и четвертой тетрадью.
Иоганнес Брамс был влюблен в венгерскую музыку, которая символизировала независимость и свободолюбие.
Интересная информация
- Эде Ременьи был первым музыкантом, который включил вербункош и чардаш в свою концертную программу. Он популяризировал народную музыку Венгрии в Европе, а впоследствии и в Америке. Эде смог разжечь безудержный цыганский темперамент в сдержанных и педантичных европейцах и американцах.
- Под влиянием венгерских танцев зародился и получил развитие рэгтайм и другие направления американской музыки. Произведения Брамса получили высокую оценку Скотта Джоплина.
- Творческий союз двух талантливых музыкантов Брамса и Ременье не был продолжительным. По мнению композитора, в музыке всегда присутствует много притворства и лицемерия. Брамс больше всего ценил в людях честность и добропорядочность, именно эти черты были присущи Йозефу Иоахиме, с которым он познакомился и сблизился во время гастролей в Ганновер. Впоследствии Иоахим переложит «Венгерские танцы» для скрипки и фортепиано.
- Самыми знаменитыми композициями являются № 1 и 5, их автором был венгерский композитор Бела Келер. Интересно, что этот факт не был известен Брамсу, он был уверен, что это народная музыка.
- Сочинения № 11,14,16 созданы композитором, в том числе и мелодия. В других номерах он использует традиционную национальную музыку.
«Венгерские танцы»
Сборник сочинений состоит из четырех тетрадей. Композитор делает акцент на том, что авторство принадлежит народу, а он лишь выступает в качестве интерпретатора. Три тетради (№ 1, 2 и 4) содержат в себе по пять сочинений, а в третьей тетради собрано шесть произведений.
«Венгерские танцы» – творение гениального автора, которое не подвластно времени. Виртуозная, яркая музыка была близка слушателям в далеком 18-м веке, но не менее любима и в 21-м столетии. Музыкальные композиции характеризуют особенный колорит Венгрии.
Заключение
В основе венгерского современного сценического искусства лежит народный танец, прошедший огромную стилистическую обработку. Сейчас в венгерских сценических танцах очень мало постановочных движений, зато присутствует множество элементов настоящего народного танца. Это широко применяется в балете и оперно-балетных композициях. Движения, которые исполняются в медленной манере, плавные и полны величия, а движения, которые исполняются в быстром темпе, отличаются искрометностью, задором и точности исполнения.
Венгерский традиционный народный танец является визитной карточкой Венгрии, подобно тому, как лезгинка считается традиционным танцем кавказских народов и Турции.