Цепной мост Сечени в Будапеште

Задумывались ли вы о том, что мост – это некий символ? Он, кроме практического значения, имеет и некий аллегорический смысл. Он связывает – людей, города, целые народы, открывает новые пути для объединения. Не даром говорят, что у старинных переправ есть душа. Сегодня мы рассмотрим подобное сооружение – цепной мост Сечени в Будапеште – один из самых древних и самых красивых в Европе.

Разбираемся в названии

В венгерском языке название звучит как Széchenyi lánchíd. Но в русском языке слово «Ланцхид» не закрепилось. Дело в том, что дословно его можно перевести как «цепной мост», то есть основанный на цепных сооружениях. Такой перевод более понятен для русского языка, поэтому такое словосочетание и закрепилось в названии.

А Сечени – это фамилия графа, который стал вдохновителем строительства постоянной переправы через Дунай. Он был известным меценатом своего времени, общественным и политическим деятелем, вложил немало сил и средств, чтобы начать строительство. Примечательно, что он ни разу не прошелся по своему «детищу» после его открытия. Его имя было присвоено сооружению в честь 50-летия этой исторически значимой достопримечательности.

Идея строительства

Задумка о создании первого постоянного сооружения через Дунай, которое бы соединило Буду и Пешт, принадлежит молодому гусарскому капитану и графу Иштвану Сечени. Среди горожан бытует легенда, что в 1820 году он узнал о смерти отца и поспешил к нему на похороны в Австрию. Для этого нужно было переправиться через реку, на которой как раз начал таять лед. Переправа приостановилась на несколько дней, и граф так и не попал на похороны, чем был очень раздосадован. Именно тогда он пообещал построить мост, доступный для всех, независимо от времени года и погодных условий.

Документальных подтверждений этой истории не осталось, но именно И. Сечени создал в 1832 году специальный клуб Hídegylet. В него вошли многие важные фигуры того времени, меценаты и политики. Hídegylet занимался пропагандой идеи, привлечением инвесторов и решением многих финансовых, общественно-политических и технических проблем.

Примечательно, что у этой идеи было много противников. Главным их аргументом стало отсутствие опыта у венгерских строителей по возведению постоянного моста на широких реках. Дунай имел непредсказуемый характер, а в весеннее половодье и вовсе мог бы снести конструкцию.

Это было первое столь масштабное строительство, поэтому для консультаций с опытными инженерами Сечени отправился в Англию. Тут Томас Телфорд, рассмотрев все за и против, предложил цепную конструкцию. Дунай обладает сильным течением, несколько раз затапливал прибрежные районы Будапешта, потому именно подвесная система на цепях могла выдержать непокорную мощь реки.

Проектирование возглавил другой английский специалист – инженер Уильям Терни Кларк. А строительные работы поручили его однофамильцу – шотландцу Адаму Кларку.

Этапы строительства

Когда вопрос был утвержден, осталась еще одна преграда – финансирование. Деньги вкладывались нехотя, их не хватало, и в этом снова важную роль сыграл И.Сечени. Он активно призывал инвестировать местных состоятельных жителей, в результате на строительство было потрачено почти 4,5 млн форинтов – огромная сумма в то время. Больше всех с финансированием помогли банкир Д. Шина и купец А. Дерра.

В 1840 году начался первый этап строительства – забивание сосновых свай длиной 20-24 м. Подготовительный процесс длился целых два года. А в 1842 году провели торжественную закладку первого камня. На этой церемонии присутствовали многие политики и почетные гости.

Далее были установлены два опорных столба из гранита в русле Дуная. К ним вели цепи, которые соединялись с подземными крепежными конструкциями на берегах. Все металлические части доставлялись из Англии по воде. В 1848 году одним из завершающих этапов стал монтаж цепных тросов.

На этом этапе произошел несчастный случай. Последний отрезок цепи рухнул в реку, задев собой плавающий понтон, на котором находились наблюдатели, в том числе, и сам Сечени. Все они оказались в воде, а один работник погиб в результате полученных травм.

Революция 1848-49 годов приостановила строительные работы. Цепной мост в Будапеште пытались уничтожить несколько раз – и австрийцы, и повстанцы, чтобы не оставить его противнику. Каждый раз Адам Кларк в буквальном смысле спасал переправу, проявляя смекалку, хитрость и мастерство переговоров.

Открытие моста состоялось в ноябре 1849 г. Оно не было столь торжественным, как планировалось, из-за барона Гайнау, возглавившего церемонию. Венгры были возмущены массовыми расстрелами пленных, поэтому бойкотировали открытие.

Идейный вдохновитель Иштван Сечени не смог присутствовать на открытии. Его душевное состояние требовало лечения, он находился в венской клинике, где и покончил с собой спустя некоторое время.

Легенды о львах

Перед входом на переправу с каждой стороны в 1852 г. установлено по 2 каменных льва работы скульптора Я.Маршалко. С ними связано несколько легенд среди горожан. По одной из них, если между изваяниями проедет или пройдет мужчина, ни разу не изменивший своей супруге (даже в помыслах), то каменные животные зарычат.

Другая легенда связана с самим автором скульптур. Будто при установке изваяний мальчишка из толпы выкрикнул, что у львов нет языков. А автор, не выдержав публичного позора, тут же бросился в реку. На самом деле, Янош Маршалко дожил до глубокой старости. На все замечания по поводу «дефекта» с улыбкой отвечал, что это не собаки, чтобы высовывать языками. Они были в пасти львов, просто оказались невидными с нижнего ракурса.

Дальнейшая судьба

Изначально цепной мост Сечени планировался как платное сооружение. Право сбора платы принадлежало Дьердю Шина на целых 87 лет – как главному инвестору в строительство. Плата варьировалась, в зависимости от того, кто и с каким грузом проходит/проезжает на другой берег. В 1867 г. власти новообразованной Австро-Венгрии выкупили у банкира право на плату.

В 1913 г. началась масштабная реконструкция. Многие части были заменены, а общий вес железных элементов увеличился в 2,5 раза и составил около 5000 тонн. Это было связано с увеличившимся движением через реку, появлением нового вида транспорта.

Но Вторая мировая война оставила свой разрушающий след и здесь. Мост Сечени был взорван отступающими немцами и разрушен. Сохранились лишь опорные столбы. В 1947 г. Начались восстановительные работы, которые были закончены к 100-летнему юбилею – в ноябре 1949 г. В процессе реконструкции было расширено дорожное полотно на 1,05 метра, чтобы одновременно могли пройти по дороге два автобуса.

Состояние в наши дни

К 150-летию сооружения в 1999 г. компания GE Lighting подарила уникальную систему освещения. Она эффектно подсвечивает главные элементы переправы в ночное время и отражается в водах Дуная. Благодаря этому фото вечернего моста является одним из самых узнаваемых на сувенирной продукции.

В последние годы идут разговоры о необходимости очередной реконструкции, хотя работы с 2016 г. постоянно откладываются. По последнему плану ожидается начало ремонта в 2020 г. Общее время реконструкции составит 2,5 года, 1,5 из которых будут с перекрытым транспортным движением.

Главные характеристики сооружения

Цепной мост в Будапеште является одним из самых крупных в Венгрии и Европе:

  • Общая длина составляет 375 м, ширина – 12,5 м.
  • Железные цепи удерживают два 48-метровых речных пирса, оформленных в классическом стиле.
  • Общая длина цепных тросов – 291,3 м, подвесная конструкция содержит 6 пролетов.
  • Для транспорта обеспечено две полосы движения, по краям есть пешеходные зоны с невероятным видом на столицу.
  • Все украшения изготовлены из чугунного литья.
  • Общий вес металла в конструкции – превышает 5 тыс. тонн.

Сооружение соединяет площадь Сечени (Пешт) и площадь Адама Кларка (Буда).

Интересные факты

  • Данное сооружение стало одной из предпосылок к объединению трех частей города в единый Будапешт (1873).
  • Через Будайский холм проложен подземный тоннель. Его протяженность почти совпадает с длиной моста. С этим связан местный анекдот о том, что венгры так любят этот мост, что на время дождя помещают его в тоннель.
  • У лап львов помещены гербы двух знатных родов. Это гербы семей Сечени и Шина – людей, внесших наибольший вклад в строительство.

Как добраться

Это одна из главных достопримечательностей столицы, потому добраться сюда не составит труда:

  • автобус №105,
  • трамвай №2 (с Пешта) и №19, №41 (с Буды),
  • линии метро М1, М2, М3 до ст.м. «Deák Ferenc tér».

Увидеть во всей красе цепной мост в Будапеште можно в вечернее время. Отражатели подсвечивают столбы, которые будто светятся изнутри. А цепи и основания тротуаров усеяны лампочками, который подчеркивают классические формы подвесного сооружения.

Комментарии (198)

Olha S (Краков, Польша)

13.01.2020

Мост очень красивый,длинный .С него открывается отличный панорамный вид над Дунаем.Можно забацать миллион сто пятьсот фоточек. Некоторые особо отварные залазят на мост,вот этого я делать не рекомендую,там стоят таблички и можно схлопотать штраф.Кстати,это не единственный мост в Венгрии есть еще,но этот самый красивый.

Dmitriy (Киев, Украина)

13.01.2020

На новогодние каникулы 2020 жили в Пеште, отправились пешком посетить Буду. Естественно, перешли Дунай по этому мосту. . Чудом нас не сдуло в реку. 🙂 Но вид, на оба берега – потрясающий.

alexkor-67 (Москва, Россия)

11.01.2020

Интересное историческое место, соединяющее два берега Дуная и когда-то два города Буду и Пешт. Мост красиво смотрится в вечернее время. Во время нашего нахождения в Будапеште был сильный ветер, который особенно чувствовался при переходе по этому мосту. Возможно в теплое время ветер как раз был бы очень приятен.

Наталья (Россия)

07.01.2020

Рекомендую в Будапеште непременно пройти или проехать по Цепному / подвесному мосту Сеченьи через Дунай. Этот мост соединяет не просто два берега, он соединил два населенных пункта Буду и Пешт, из названий которых и сложилось наименование столицы Венгрии. Монументальный, величественный – хранитель истории. Действует с 19 века, первый постоянный мост через Дунай.

Алексей С (Екатеринбург, Россия)

06.01.2020

Мост бросается в глаза сразу с любой точки обзора, в пасмурную и солнечную погоду, днем и ночью. Интересно организованы подьезды к мосту с обоих сторон. У кого много свободного времени в Будапеште конечно проходят по нему пешком, мы же проезжали по нему на автобусе, но тоже ничего. В Новый Год на мосту собирается куча людей в ожидании салюта. В этом 2020 году был сильный ветер…железные люди:-) А вот подсвеченный мост смотрелся очень по новогоднему, можно было и елку не наряжать:-) А вот салютыПодробнее

Michael S. (Нячанг, Вьетнам)

06.01.2020

Очень красивый вид на мост с холма на который пришлось долго взбираться пешком:) Ночью мост смотрится ещё лучше из за подсветки

alexeygood (Иваново, Россия)

31.12.2019

один из многочисленных мостов, соединяющих два берега Будапешта! это наверное самый фундаментальный! с него можно спуститься на остров Маргит!гуляя по Будапешту, не пройти по этому мосту просто нельзя

Марина Т (Израиль)

11.12.2019

Этот мост очень необычный. Он производит неизгладимое впечатление. Просто приятно прогуляться по нему из конца в конец.

Gena G (Будапешт, Венгрия)

02.12.2019

Обязательно посмотрите,очень красивое местоОтличный вид на самые красивые места, ну и шикарные фото)

Roman H (Гамбург, Германия)

28.11.2019

Цепной мост производит неизгладимое впечатление, отличные виды на Дунай и на город, с обеих концов моста.

Марго Л (Казань, Россия)

25.11.2019

прогуляйтесь вечером, когда мост освещен. Очень красиво! Пройдитесь по набережной, чтобы сделать удачный снимок.

mnr2001 (Москва, Россия)

23.11.2019

Мост Сеченьи, он же Цепной, построен в 1849 году. Это был первый постоянный мост через Дунай, соединивший Буду и Пешт. Считается самым красивым мостом в Будапеште. Утверждение субъективное, но то, что он один из самых красивых мостов, это точно. Мы с удовольствием прошли по нему, любуясь на Дунай, Будайский холм и гору Геллерт. Чего и Вам советуем.

Elena K (Ростов-на-Дону, Россия)

14.11.2019

Красивый мост, но это помимо туристической достопримечательности еще и жизненно важная транспортная артерия города. Имеет пару смотровых площадок на парламент, рыбацкий бастион, крепостную гору.

Алина Ч (Москва, Россия)

07.11.2019

Вечером мост особенно красив! Со стороны Пешта лучше всего смотрится в подсветке на фоне подсвеченной Буды и горы Геллерт.Днем гуляли по нему в сторону Буды. Очень много туристов, сложно фотографировать без посторонних людей в кадре:)Насколько я помню, это первый мост, связавший Буду и Пешт. За счет львов на стороне Буды мост немного напомнил Питер. Но это не первая ассоциация:), такие мысли появлялись и при прогулке по реке. Есть что-то общее в набережных Питера и Будапешта:)

Katya S (Москва, Россия)

03.11.2019

Между делом можно посмотреть, ничего впечатляющего. Между просмотром достопримечательностей можно пройтись для галочки

Iana N

28.10.2019

1000 и одно фото можно сделать, прогуливаясь по этому мосту! Это невероятно! В одном месте, можно увидеть самые интересные места Будапешта! Красивейшие виды! Великолепно!!!

Илона Похиленко (Беларусь)

22.10.2019

думаю каждый человек должен побывать и увидеть это собственными глазами.. мое сердце и глаза были в восторге!!!!

Svetlana S

11.10.2019

Ну, как его можно пропустить? Это одна из главных достопримечательностей Будапешта. По Цепному мосту мы прогулялись пару раз, когда пошли из Пешта в Буду посетить Королевский дворец и Рыбацкий бастион. Да, мост великолепен. Все делают фото на нем, мы сделали это тоже!

Валентина (Воронеж, Россия)

11.10.2019

Будапешт можно узнать, даже не побывав там, по 2-м фото – это здание венгерского парламента и цепной мост! Вот визитные карточки этого чудесного города! Цепной мост имеет какое-то особое очарование, хотя все мосты Будапешта хороши по-своему. Но этот мост хранит какую-то особенную атмосферу…Когда я впервые увидела его, то мне в глаза бросилась надпись(вот вандалы!): Катя + Вася = любовь” – за точность имен не ручаюсь), но как ни странно, это меня растрогало! Было такое впечатление, что это не ДПодробнее

Роман Ш (Воронеж, Россия)

27.09.2019

Красивый и довольно живой мост в центре Будапешта. По пути к основным достопримечательностям обязательно посмотрите и пройдитесь по нему.

Ольга Р (Нижний Новгород, Россия)

12.09.2019

Это очень красивый, очень мощный мост через Дунай. С обоих его сторон есть пешеходные дорожки и, аккуратнее, если Вы заранее неправильно выбрали, по какой стороне идти, то дорогу на нем не перейти (разница в видах: с одной стороны Парламент и Рыбацкий бастион, с другой – крепость).При переходе на сторону Буды из Пешта сталкиваешься с зоной только наличного принятия денег: и в туалете, и в кафе будет не разрешено расплачиваться картой. Можно будет отдать евро, но курс от 300 до 250 форинтов за еПодробнее

EfFimka (Санкт-Петербург, Россия)

11.09.2019

Изображение этого моста можно встретить на многой сувенирной продукции. Он является увеличенной копией британского моста Марло. Своё имя переправа получила в честь влиятельного графа Иштвана Сечени, который вкладывал личные средства в строительство.  Мост очень гармонично вписывается в панораму города и виды с него очень хороши.

Anastasia

10.09.2019

Место, которая невероятно сильно завораживает. Можно пройтись пешком, а можно проехаться на трамвае.

Natasha S (Villongo, Италия)

07.09.2019

Мост классный. Видны и буда и пешт и река. Куча красивейших фото с разными видами обеспечены. Причём виды разные с разных сторон. Хорошо виден Дунай его мощь и очень мутная вода.

Maryna (Пекин, Китай)

03.09.2019

Очень классный мост ! Прям очень ! Здорово по нему пройтись , не спеша прогуляться . Конечно туристов много , но все равно он очень красивый и запоминающийся 🙂 изюминка Будапешта 🙂

Olga K (Иерусалим, Израиль)

02.09.2019

Красота, пройдите пешком от купален до рынка, красивый мост и виды города вечером, рекомендую ממליצה ללכת ברגל לאורך כל הגשר

Alexey S (Краснодар, Россия)

28.08.2019

Такая вот достопримечательность)) Масштабно и с историей. Если любите гулять пешком – мимо пройти не получится. Всем путешествий!)

Dmitry Borodin (Москва, Россия)

26.08.2019

Мост между Будой и Пештом ведет непосредственно к Кородевскому дворцу и фуникулеру, которые непременно стоит посетить

Полина Горохова (Санкт-Петербург, Россия)

12.08.2019

Мост Сечени – это одна из “визитных карточек” Будапешта. Думаю, мало кто знает, что, уходя из Будапешта, немцы во время Второй мировой войны взорвали все мосты через Дунай. Поэтому современный мост Сечени – это своего рода “новострой”. На данный момент он, конечно, не цепной – в том смысле, что настоящих цепей вы на нём не увидите.Мост достаточно симпатичный, украшенный впечатляющими статуями благородных львов. Пройти через Дунай по мосту, конечно, стоит обязательно.

AngelPrague

03.08.2019

Мост этот я мечтала увидеть давно, и воочию он даже превзошел мои ожидания:) Большая благодарность властям города и яркую подсветку в темное время суток! Город просто сияет, все мосты, купола церквей, здание Парламента – все сияет и завораживает взгляд! Придите на мост ранним утром, прогуляйтесь без толп туристов и мчащихся машин. Придите еще раз поздно вечером. Ощутите энергию движения, красоту деталей, мощь архитектурного шедевра!

marina

03.08.2019

В этом мосту нет ничего особенного. Обычный мост. Про него даже написать больше нечего, хотя тут минимальный объем отзыва 100 символов. Теперь 100, простите)

Olga G (Калининград, Россия)

28.07.2019

Очень красивый мост, древний. Прогуляться по нему очень приятно. Дунай просто прекрасен с этого моста)))

Lari0nov (Хельсинки, Финляндия)

25.07.2019

Прекрасный старинный и отреставрированный мост через Дунай. Подходит для пешей прогулки. В солнечный день советую выбирать теневую сторону. Движение (пешеходное) довольно оживлённое!

Korica (Новокузнецк, Россия)

12.07.2019

Один из красивейших мостов, стоит по нему прогуляться, т.к. с него открываются красивые виды на объекты Будды и Пешта. Там везде очень хорошо именно гулять пешком и глазеть, открыв рот, на все это великолепие…

Тамара С (Минск, Беларусь)

10.07.2019

гулять по мостам очень люблю на этом мосту можно слушать музыку ветра и моста, очень романтично, рекомендую пешком

StuMarley (Краснодар, Россия)

04.07.2019

Мост очень понравился, так же вид на реку и город очень красивый. Прогулялись с большим удовольствием.

Lena Kolm (Москва, Россия)

01.07.2019

очень своеобразный мост! вечером на нем собираются парочки, чтобы встретить закат. размещаются прям на креплениях моста)))

Мария Ш (Москва, Россия)

29.06.2019

Мы по этому мосту шли пешком и проезжали на машине! Красивый мост и виды с него на Дунай открываются красивые!

Dima M

20.06.2019

С фамилией Сечени в городе что только не связано. Вот и этот мост не стал исключением. Он стал первым мостом между Пештом и Будой, частично определив объединение этих городов. Со стороны Пешта у моста проходит активная ночная жизнь, тусуется молодежь в кафе, на набережной.

magicwalker (Санкт-Петербург, Россия)

28.05.2019

Чем все восхищаются, не совсем понимаю. Мост. Соединяет два берега. Большой. Хотите восторгов? Карлов мост в Праге ждет Вас, да и не только он, я думаю, и не только в Праге. По миру есть масса мостов, заслуживающих 5* и Цепной мост Сечени к этой категории уж точно не относится.

Nataniko (Ахен, Германия)

20.05.2019

Как Карлов Мост в Праге и мост Риальто в Венеции, Цепной мост в Будапеште – это визитная карточка столицы Венгрии. Тут гуляют, фотографируются, играют на аккордеоне, предлагают экскурсии по городу и даже продают сладости!

Ольга К (Протвино, Россия)

12.05.2019

Не удалось погулять по мосту,так как экскурсия была однодневная,но есть повод вернуться в Будапешт.Любовались мостом Сечени с берега и с другого моста.Обязательно приеду в Будапешт снова.

виталий я (Гродно, Беларусь)

12.05.2019

Пройти по мосту конечно же надо, но почему то особого восторга не ощутил, может потому что очень много людей, туристов, но мост великолепен!

Svetlana G (Орск, Россия)

29.04.2019

Цепной мост Будапешта – подвесной мост через величественный Дунай, который соединяет две части города Буду и Пешту. Это первый постоянный мост в Будапеште. Гулять по мосту одно удовольствие и днём и ночью. Мост красив, грандиозен и если ты в Будапеште, то обязательно пройдись по мосту. Посмотри с него на Буду и Пешту, а также могучий Дунай!

Voldemar87

28.04.2019

Обязателен к посещению во время пешей прогулки по городу. Не откажите себе в удовольствии пройтись по мосту до входа в фуникулер к замку Буда. Мост – отличное место для фотографирования. Вечером, обязательно сфотографируйте мост со стороны набережной. Так же хороши фото с видом на мост со стороны смотровых площадок замка Буда. Рекомендую

Andrej P (Niedernhall, Германия)

25.04.2019

Однозначно обязательно для посещения!Очень красивый мост с очень красивой историей желательно пройтись по нему пешком почувствете насложение!

Tatiana D (Северо-Восточный округ (СВАО), Россия)

22.04.2019

Все что написано об этом месте чистая правда. Красота и великолепие. Мы проехались по мосту дважды на экскурсионном автобусе, и один раз прошли под ним на кораблике ночью. Он прекрасен. Ощущение воздушности конструкции.Когда ехали на автобусе экскурсионном, то нам рассказали, что рядом с мостом на територии Буды ест тунель, и скачала люди думали, что этот туннель нужен что б туда мост в дождливую погоду убирать. А сейчас это ради шутки рассказывают туристам. наверно в туннель как раз полмоста иПодробнее

Дарья И (Балашиха, Россия)

17.04.2019

Красивый,интересен с архитектурной точки зрения. Поскольку восстановлен после войны. Интересные истории наших солдат можно найти,о том как в этом месте проплывали на плотах к Буде,только пули по воде…пешком процтись не было времени,на трамвае проехались. Это зеленый мост и ночью у каждого моста свой цвет.

Irina K (Пермь, Россия)

13.04.2019

Очень красивый мост. Красивые статуи львов. Высокие арки. Под мостом активное речное движение. Вечером красиво подсвечивается

Денис О (Москва, Россия)

12.04.2019

Ну очень красивые левы на мосту. При переходе через реку есть прекрастная возможность увидеть все речное движение.

Имре Кертес

Привет, меня зовут Имре Кертес , я очень люблю Венгрию и живу в Будапеште с детства, родители русские, поэтому я знаю русский язык и веду этот сайт о Венгрии, прославляю эту прекрасную страну, поэтому я живу здесь с 7 лет и работаю в гидом. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы и мой блог будет о Венгрии будет вам полезен, спрашивайте и делитесь мнением о статье в комментариях!

Оцените автора
Сайт о Венгрии
Добавить комментарий