Цепной мост Сечени

Задумывались ли вы о том, что мост – это некий символ? Он, кроме практического значения, имеет и некий аллегорический смысл. Он связывает – людей, города, целые народы, открывает новые пути для объединения. Не даром говорят, что у старинных переправ есть душа. Сегодня мы рассмотрим подобное сооружение – цепной мост Сечени в Будапеште – один из самых древних и самых красивых в Европе.

Разбираемся в названии

В венгерском языке название звучит как Széchenyi lánchíd. Но в русском языке слово «Ланцхид» не закрепилось. Дело в том, что дословно его можно перевести как «цепной мост», то есть основанный на цепных сооружениях. Такой перевод более понятен для русского языка, поэтому такое словосочетание и закрепилось в названии.

А Сечени – это фамилия графа, который стал вдохновителем строительства постоянной переправы через Дунай. Он был известным меценатом своего времени, общественным и политическим деятелем, вложил немало сил и средств, чтобы начать строительство. Примечательно, что он ни разу не прошелся по своему «детищу» после его открытия. Его имя было присвоено сооружению в честь 50-летия этой исторически значимой достопримечательности.

Идея строительства

Задумка о создании первого постоянного сооружения через Дунай, которое бы соединило Буду и Пешт, принадлежит молодому гусарскому капитану и графу Иштвану Сечени. Среди горожан бытует легенда, что в 1820 году он узнал о смерти отца и поспешил к нему на похороны в Австрию. Для этого нужно было переправиться через реку, на которой как раз начал таять лед. Переправа приостановилась на несколько дней, и граф так и не попал на похороны, чем был очень раздосадован. Именно тогда он пообещал построить мост, доступный для всех, независимо от времени года и погодных условий.

Документальных подтверждений этой истории не осталось, но именно И. Сечени создал в 1832 году специальный клуб Hídegylet. В него вошли многие важные фигуры того времени, меценаты и политики. Hídegylet занимался пропагандой идеи, привлечением инвесторов и решением многих финансовых, общественно-политических и технических проблем.

Примечательно, что у этой идеи было много противников. Главным их аргументом стало отсутствие опыта у венгерских строителей по возведению постоянного моста на широких реках. Дунай имел непредсказуемый характер, а в весеннее половодье и вовсе мог бы снести конструкцию.

Это было первое столь масштабное строительство, поэтому для консультаций с опытными инженерами Сечени отправился в Англию. Тут Томас Телфорд, рассмотрев все за и против, предложил цепную конструкцию. Дунай обладает сильным течением, несколько раз затапливал прибрежные районы Будапешта, потому именно подвесная система на цепях могла выдержать непокорную мощь реки.

Проектирование возглавил другой английский специалист – инженер Уильям Терни Кларк. А строительные работы поручили его однофамильцу – шотландцу Адаму Кларку.

Этапы строительства

Когда вопрос был утвержден, осталась еще одна преграда – финансирование. Деньги вкладывались нехотя, их не хватало, и в этом снова важную роль сыграл И.Сечени. Он активно призывал инвестировать местных состоятельных жителей, в результате на строительство было потрачено почти 4,5 млн форинтов – огромная сумма в то время. Больше всех с финансированием помогли банкир Д. Шина и купец А. Дерра.

В 1840 году начался первый этап строительства – забивание сосновых свай длиной 20-24 м. Подготовительный процесс длился целых два года. А в 1842 году провели торжественную закладку первого камня. На этой церемонии присутствовали многие политики и почетные гости.

Далее были установлены два опорных столба из гранита в русле Дуная. К ним вели цепи, которые соединялись с подземными крепежными конструкциями на берегах. Все металлические части доставлялись из Англии по воде. В 1848 году одним из завершающих этапов стал монтаж цепных тросов.

На этом этапе произошел несчастный случай. Последний отрезок цепи рухнул в реку, задев собой плавающий понтон, на котором находились наблюдатели, в том числе, и сам Сечени. Все они оказались в воде, а один работник погиб в результате полученных травм.

Революция 1848-49 годов приостановила строительные работы. Цепной мост в Будапеште пытались уничтожить несколько раз – и австрийцы, и повстанцы, чтобы не оставить его противнику. Каждый раз Адам Кларк в буквальном смысле спасал переправу, проявляя смекалку, хитрость и мастерство переговоров.

Открытие моста состоялось в ноябре 1849 г. Оно не было столь торжественным, как планировалось, из-за барона Гайнау, возглавившего церемонию. Венгры были возмущены массовыми расстрелами пленных, поэтому бойкотировали открытие.

Идейный вдохновитель Иштван Сечени не смог присутствовать на открытии. Его душевное состояние требовало лечения, он находился в венской клинике, где и покончил с собой спустя некоторое время.
 

Легенды о львах

Перед входом на переправу с каждой стороны в 1852 г. установлено по 2 каменных льва работы скульптора Я.Маршалко. С ними связано несколько легенд среди горожан. По одной из них, если между изваяниями проедет или пройдет мужчина, ни разу не изменивший своей супруге (даже в помыслах), то каменные животные зарычат.

Другая легенда связана с самим автором скульптур. Будто при установке изваяний мальчишка из толпы выкрикнул, что у львов нет языков. А автор, не выдержав публичного позора, тут же бросился в реку. На самом деле, Янош Маршалко дожил до глубокой старости. На все замечания по поводу «дефекта» с улыбкой отвечал, что это не собаки, чтобы высовывать языками. Они были в пасти львов, просто оказались невидными с нижнего ракурса.

Дальнейшая судьба

Изначально цепной мост Сечени планировался как платное сооружение. Право сбора платы принадлежало Дьердю Шина на целых 87 лет – как главному инвестору в строительство. Плата варьировалась, в зависимости от того, кто и с каким грузом проходит/проезжает на другой берег. В 1867 г. власти новообразованной Австро-Венгрии выкупили у банкира право на плату.

В 1913 г. началась масштабная реконструкция. Многие части были заменены, а общий вес железных элементов увеличился в 2,5 раза и составил около 5000 тонн. Это было связано с увеличившимся движением через реку, появлением нового вида транспорта.

Но Вторая мировая война оставила свой разрушающий след и здесь. Мост Сечени был взорван отступающими немцами и разрушен. Сохранились лишь опорные столбы. В 1947 г. Начались восстановительные работы, которые были закончены к 100-летнему юбилею – в ноябре 1949 г. В процессе реконструкции было расширено дорожное полотно на 1,05 метра, чтобы одновременно могли пройти по дороге два автобуса.

Состояние в наши дни

К 150-летию сооружения в 1999 г. компания GE Lighting подарила уникальную систему освещения. Она эффектно подсвечивает главные элементы переправы в ночное время и отражается в водах Дуная. Благодаря этому фото вечернего моста является одним из самых узнаваемых на сувенирной продукции.

В последние годы идут разговоры о необходимости очередной реконструкции, хотя работы с 2016 г. постоянно откладываются. По последнему плану ожидается начало ремонта в 2020 г. Общее время реконструкции составит 2,5 года, 1,5 из которых будут с перекрытым транспортным движением.

Главные характеристики сооружения

Цепной мост в Будапеште является одним из самых крупных в Венгрии и Европе:

  • Общая длина составляет 375 м, ширина – 12,5 м.
  • Железные цепи удерживают два 48-метровых речных пирса, оформленных в классическом стиле.
  • Общая длина цепных тросов – 291,3 м, подвесная конструкция содержит 6 пролетов.
  • Для транспорта обеспечено две полосы движения, по краям есть пешеходные зоны с невероятным видом на столицу.
  • Все украшения изготовлены из чугунного литья.
  • Общий вес металла в конструкции – превышает 5 тыс. тонн.

Сооружение соединяет площадь Сечени (Пешт) и площадь Адама Кларка (Буда).

Интересные факты

  • Данное сооружение стало одной из предпосылок к объединению трех частей города в единый Будапешт (1873).
  • Через Будайский холм проложен подземный тоннель. Его протяженность почти совпадает с длиной моста. С этим связан местный анекдот о том, что венгры так любят этот мост, что на время дождя помещают его в тоннель.
  • У лап львов помещены гербы двух знатных родов. Это гербы семей Сечени и Шина – людей, внесших наибольший вклад в строительство.

Как добраться

Это одна из главных достопримечательностей столицы, потому добраться сюда не составит труда:

  • автобус №105,
  • трамвай №2 (с Пешта) и №19, №41 (с Буды),
  • линии метро М1, М2, М3 до ст.м. «Deák Ferenc tér».
 

Увидеть во всей красе цепной мост в Будапеште можно в вечернее время. Отражатели подсвечивают столбы, которые будто светятся изнутри. А цепи и основания тротуаров усеяны лампочками, который подчеркивают классические формы подвесного сооружения.

Поделиться с друзьями:
Комментарии (198)
Olha S (Краков, Польша)
13.01.2020

Мост очень красивый,длинный .С него открывается отличный панорамный вид над Дунаем.Можно забацать миллион сто пятьсот фоточек. Некоторые особо отварные залазят на мост,вот этого я делать не рекомендую,там стоят таблички и можно схлопотать штраф.Кстати,это не единственный мост в Венгрии есть еще,но этот самый красивый.

Dmitriy (Киев, Украина)
13.01.2020

На новогодние каникулы 2020 жили в Пеште, отправились пешком посетить Буду. Естественно, перешли Дунай по этому мосту. . Чудом нас не сдуло в реку. :) Но вид, на оба берега - потрясающий.

alexkor-67 (Москва, Россия)
11.01.2020

Интересное историческое место, соединяющее два берега Дуная и когда-то два города Буду и Пешт. Мост красиво смотрится в вечернее время. Во время нашего нахождения в Будапеште был сильный ветер, который особенно чувствовался при переходе по этому мосту. Возможно в теплое время ветер как раз был бы очень приятен.

Наталья (Россия)
07.01.2020

Рекомендую в Будапеште непременно пройти или проехать по Цепному / подвесному мосту Сеченьи через Дунай. Этот мост соединяет не просто два берега, он соединил два населенных пункта Буду и Пешт, из названий которых и сложилось наименование столицы Венгрии. Монументальный, величественный - хранитель истории. Действует с 19 века, первый постоянный мост через Дунай.

Алексей С (Екатеринбург, Россия)
06.01.2020

Мост бросается в глаза сразу с любой точки обзора, в пасмурную и солнечную погоду, днем и ночью. Интересно организованы подьезды к мосту с обоих сторон. У кого много свободного времени в Будапеште конечно проходят по нему пешком, мы же проезжали по нему на автобусе, но тоже ничего. В Новый Год на мосту собирается куча людей в ожидании салюта. В этом 2020 году был сильный ветер...железные люди:-) А вот подсвеченный мост смотрелся очень по новогоднему, можно было и елку не наряжать:-) А вот салюты... на набережной не впечатлили, я ожидал чего-то целостного, грандиозного, масшабного:-( Не слушайте своих экскурсоводов когда советуют Вам всречать Новый Год на набережной, основной движняк, тусовка и салюты рядом на площади с елкой, там отрываются по полной. Подробнее Свернуть

Michael S. (Нячанг, Вьетнам)
06.01.2020

Очень красивый вид на мост с холма на который пришлось долго взбираться пешком:) Ночью мост смотрится ещё лучше из за подсветки

alexeygood (Иваново, Россия)
31.12.2019

один из многочисленных мостов, соединяющих два берега Будапешта! это наверное самый фундаментальный! с него можно спуститься на остров Маргит!гуляя по Будапешту, не пройти по этому мосту просто нельзя

Марина Т (Израиль)
11.12.2019

Этот мост очень необычный. Он производит неизгладимое впечатление. Просто приятно прогуляться по нему из конца в конец.

Gena G (Будапешт, Венгрия)
02.12.2019

Обязательно посмотрите,очень красивое местоОтличный вид на самые красивые места, ну и шикарные фото)

Roman H (Гамбург, Германия)
28.11.2019

Цепной мост производит неизгладимое впечатление, отличные виды на Дунай и на город, с обеих концов моста.

Марго Л (Казань, Россия)
25.11.2019

прогуляйтесь вечером, когда мост освещен. Очень красиво! Пройдитесь по набережной, чтобы сделать удачный снимок.

mnr2001 (Москва, Россия)
23.11.2019

Мост Сеченьи, он же Цепной, построен в 1849 году. Это был первый постоянный мост через Дунай, соединивший Буду и Пешт. Считается самым красивым мостом в Будапеште. Утверждение субъективное, но то, что он один из самых красивых мостов, это точно. Мы с удовольствием прошли по нему, любуясь на Дунай, Будайский холм и гору Геллерт. Чего и Вам советуем.

Elena K (Ростов-на-Дону, Россия)
14.11.2019

Красивый мост, но это помимо туристической достопримечательности еще и жизненно важная транспортная артерия города. Имеет пару смотровых площадок на парламент, рыбацкий бастион, крепостную гору.

Алина Ч (Москва, Россия)
07.11.2019

Вечером мост особенно красив! Со стороны Пешта лучше всего смотрится в подсветке на фоне подсвеченной Буды и горы Геллерт.Днем гуляли по нему в сторону Буды. Очень много туристов, сложно фотографировать без посторонних людей в кадре:)Насколько я помню, это первый мост, связавший Буду и Пешт. За счет львов на стороне Буды мост немного напомнил Питер. Но это не первая ассоциация:), такие мысли появлялись и при прогулке по реке. Есть что-то общее в набережных Питера и Будапешта:)

Katya S (Москва, Россия)
03.11.2019

Между делом можно посмотреть, ничего впечатляющего. Между просмотром достопримечательностей можно пройтись для галочки

Iana N
28.10.2019

1000 и одно фото можно сделать, прогуливаясь по этому мосту! Это невероятно! В одном месте, можно увидеть самые интересные места Будапешта! Красивейшие виды! Великолепно!!!

Илона Похиленко (Беларусь)
22.10.2019

думаю каждый человек должен побывать и увидеть это собственными глазами.. мое сердце и глаза были в восторге!!!!

Svetlana S
11.10.2019

Ну, как его можно пропустить? Это одна из главных достопримечательностей Будапешта. По Цепному мосту мы прогулялись пару раз, когда пошли из Пешта в Буду посетить Королевский дворец и Рыбацкий бастион. Да, мост великолепен. Все делают фото на нем, мы сделали это тоже!

Валентина (Воронеж, Россия)
11.10.2019

Будапешт можно узнать, даже не побывав там, по 2-м фото - это здание венгерского парламента и цепной мост! Вот визитные карточки этого чудесного города! Цепной мост имеет какое-то особое очарование, хотя все мосты Будапешта хороши по-своему. Но этот мост хранит какую-то особенную атмосферу...Когда я впервые увидела его, то мне в глаза бросилась надпись(вот вандалы!): Катя + Вася = любовь" - за точность имен не ручаюсь), но как ни странно, это меня растрогало! Было такое впечатление, что это не Д... унай, а Нева или Обводной канал))). Львы выглядят по-питерски). Этот мост, пожалуй, наиболее многолюдный! По обеим сторонам имеются пешеходные зоны, а в середине зона автомобильная. Множество туристов курсируют по мосту из Буды в Пешт...и обратно. И я не думаю, что это обусловлено тем, что так удобнее всего добраться до фуникулера, королевского дворца, рыбацкого бастиона, церкви святого Матиаша в Буде и зания пардамента в Пеште... Просто это прекрасное место, куда хочется приходить, любоваться прекрасными видами обеих частей города и смотреть сверху на Дунай! Мой любимый цепной мост!!! Подробнее Свернуть

Роман Ш (Воронеж, Россия)
27.09.2019

Красивый и довольно живой мост в центре Будапешта. По пути к основным достопримечательностям обязательно посмотрите и пройдитесь по нему.

Ольга Р (Нижний Новгород, Россия)
12.09.2019

Это очень красивый, очень мощный мост через Дунай. С обоих его сторон есть пешеходные дорожки и, аккуратнее, если Вы заранее неправильно выбрали, по какой стороне идти, то дорогу на нем не перейти (разница в видах: с одной стороны Парламент и Рыбацкий бастион, с другой - крепость).При переходе на сторону Буды из Пешта сталкиваешься с зоной только наличного принятия денег: и в туалете, и в кафе будет не разрешено расплачиваться картой. Можно будет отдать евро, но курс от 300 до 250 форинтов за е... вро (при официальном - 330) и, естественно, сдачу дадут в форинтах.PS красивые львы у подножья моста Подробнее Свернуть

EfFimka (Санкт-Петербург, Россия)
11.09.2019

Изображение этого моста можно встретить на многой сувенирной продукции. Он является увеличенной копией британского моста Марло. Своё имя переправа получила в честь влиятельного графа Иштвана Сечени, который вкладывал личные средства в строительство.  Мост очень гармонично вписывается в панораму города и виды с него очень хороши. 

Anastasia
10.09.2019

Место, которая невероятно сильно завораживает. Можно пройтись пешком, а можно проехаться на трамвае.

Natasha S (Villongo, Италия)
07.09.2019

Мост классный. Видны и буда и пешт и река. Куча красивейших фото с разными видами обеспечены. Причём виды разные с разных сторон. Хорошо виден Дунай его мощь и очень мутная вода.

Maryna (Пекин, Китай)
03.09.2019

Очень классный мост ! Прям очень ! Здорово по нему пройтись , не спеша прогуляться . Конечно туристов много , но все равно он очень красивый и запоминающийся :) изюминка Будапешта :)

Olga K (Иерусалим, Израиль)
02.09.2019

Красота, пройдите пешком от купален до рынка, красивый мост и виды города вечером, рекомендую ממליצה ללכת ברגל לאורך כל הגשר

Alexey S (Краснодар, Россия)
28.08.2019

Такая вот достопримечательность)) Масштабно и с историей. Если любите гулять пешком - мимо пройти не получится. Всем путешествий!)

Dmitry Borodin (Москва, Россия)
26.08.2019

Мост между Будой и Пештом ведет непосредственно к Кородевскому дворцу и фуникулеру, которые непременно стоит посетить

Полина Горохова (Санкт-Петербург, Россия)
12.08.2019

Мост Сечени - это одна из "визитных карточек" Будапешта. Думаю, мало кто знает, что, уходя из Будапешта, немцы во время Второй мировой войны взорвали все мосты через Дунай. Поэтому современный мост Сечени - это своего рода "новострой". На данный момент он, конечно, не цепной - в том смысле, что настоящих цепей вы на нём не увидите.Мост достаточно симпатичный, украшенный впечатляющими статуями благородных львов. Пройти через Дунай по мосту, конечно, стоит обязательно.

AngelPrague
03.08.2019

Мост этот я мечтала увидеть давно, и воочию он даже превзошел мои ожидания:) Большая благодарность властям города и яркую подсветку в темное время суток! Город просто сияет, все мосты, купола церквей, здание Парламента - все сияет и завораживает взгляд! Придите на мост ранним утром, прогуляйтесь без толп туристов и мчащихся машин. Придите еще раз поздно вечером. Ощутите энергию движения, красоту деталей, мощь архитектурного шедевра!

marina
03.08.2019

В этом мосту нет ничего особенного. Обычный мост. Про него даже написать больше нечего, хотя тут минимальный объем отзыва 100 символов. Теперь 100, простите)

Olga G (Калининград, Россия)
28.07.2019

Очень красивый мост, древний. Прогуляться по нему очень приятно. Дунай просто прекрасен с этого моста)))

Lari0nov (Хельсинки, Финляндия)
25.07.2019

Прекрасный старинный и отреставрированный мост через Дунай. Подходит для пешей прогулки. В солнечный день советую выбирать теневую сторону. Движение (пешеходное) довольно оживлённое!

Korica (Новокузнецк, Россия)
12.07.2019

Один из красивейших мостов, стоит по нему прогуляться, т.к. с него открываются красивые виды на объекты Будды и Пешта. Там везде очень хорошо именно гулять пешком и глазеть, открыв рот, на все это великолепие...

Тамара С (Минск, Беларусь)
10.07.2019

гулять по мостам очень люблю на этом мосту можно слушать музыку ветра и моста, очень романтично, рекомендую пешком

StuMarley (Краснодар, Россия)
04.07.2019

Мост очень понравился, так же вид на реку и город очень красивый. Прогулялись с большим удовольствием.

Lena Kolm (Москва, Россия)
01.07.2019

очень своеобразный мост! вечером на нем собираются парочки, чтобы встретить закат. размещаются прям на креплениях моста)))

Мария Ш (Москва, Россия)
29.06.2019

Мы по этому мосту шли пешком и проезжали на машине! Красивый мост и виды с него на Дунай открываются красивые!

Dima M
20.06.2019

С фамилией Сечени в городе что только не связано. Вот и этот мост не стал исключением. Он стал первым мостом между Пештом и Будой, частично определив объединение этих городов. Со стороны Пешта у моста проходит активная ночная жизнь, тусуется молодежь в кафе, на набережной.

magicwalker (Санкт-Петербург, Россия)
28.05.2019

Чем все восхищаются, не совсем понимаю. Мост. Соединяет два берега. Большой. Хотите восторгов? Карлов мост в Праге ждет Вас, да и не только он, я думаю, и не только в Праге. По миру есть масса мостов, заслуживающих 5* и Цепной мост Сечени к этой категории уж точно не относится.

Nataniko (Ахен, Германия)
20.05.2019

Как Карлов Мост в Праге и мост Риальто в Венеции, Цепной мост в Будапеште - это визитная карточка столицы Венгрии. Тут гуляют, фотографируются, играют на аккордеоне, предлагают экскурсии по городу и даже продают сладости!

Ольга К (Протвино, Россия)
12.05.2019

Не удалось погулять по мосту,так как экскурсия была однодневная,но есть повод вернуться в Будапешт.Любовались мостом Сечени с берега и с другого моста.Обязательно приеду в Будапешт снова.

виталий я (Гродно, Беларусь)
12.05.2019

Пройти по мосту конечно же надо, но почему то особого восторга не ощутил, может потому что очень много людей, туристов, но мост великолепен!

Svetlana G (Орск, Россия)
29.04.2019

Цепной мост Будапешта - подвесной мост через величественный Дунай, который соединяет две части города Буду и Пешту. Это первый постоянный мост в Будапеште. Гулять по мосту одно удовольствие и днём и ночью. Мост красив, грандиозен и если ты в Будапеште, то обязательно пройдись по мосту. Посмотри с него на Буду и Пешту, а также могучий Дунай!

Voldemar87
28.04.2019

Обязателен к посещению во время пешей прогулки по городу. Не откажите себе в удовольствии пройтись по мосту до входа в фуникулер к замку Буда. Мост - отличное место для фотографирования. Вечером, обязательно сфотографируйте мост со стороны набережной. Так же хороши фото с видом на мост со стороны смотровых площадок замка Буда. Рекомендую

Andrej P (Niedernhall, Германия)
25.04.2019

Однозначно обязательно для посещения!Очень красивый мост с очень красивой историей желательно пройтись по нему пешком почувствете насложение!

Tatiana D (Северо-Восточный округ (СВАО), Россия)
22.04.2019

Все что написано об этом месте чистая правда. Красота и великолепие. Мы проехались по мосту дважды на экскурсионном автобусе, и один раз прошли под ним на кораблике ночью. Он прекрасен. Ощущение воздушности конструкции.Когда ехали на автобусе экскурсионном, то нам рассказали, что рядом с мостом на територии Буды ест тунель, и скачала люди думали, что этот туннель нужен что б туда мост в дождливую погоду убирать. А сейчас это ради шутки рассказывают туристам. наверно в туннель как раз полмоста и... поместиться, Подробнее Свернуть

Дарья И (Балашиха, Россия)
17.04.2019

Красивый,интересен с архитектурной точки зрения. Поскольку восстановлен после войны. Интересные истории наших солдат можно найти,о том как в этом месте проплывали на плотах к Буде,только пули по воде...пешком процтись не было времени,на трамвае проехались. Это зеленый мост и ночью у каждого моста свой цвет.

Irina K (Пермь, Россия)
13.04.2019

Очень красивый мост. Красивые статуи львов. Высокие арки. Под мостом активное речное движение. Вечером красиво подсвечивается

Денис О (Москва, Россия)
12.04.2019

Ну очень красивые левы на мосту. При переходе через реку есть прекрастная возможность увидеть все речное движение.

Показать еще
Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Имя *
Email *
Веб-сайт
Ваш комментарий будет добавлен после проверки.