Одной из основных достопримечательностей Будапешта является столичное метро. Этому метрополитену уже исполнилось 130 лет, он считается самым старым в Европе. Будапештский метрополитен включает в себя четыре линии, при этом самой современной считается линия метро М4. На карте она обозначена зеленым цветом.
В статье познакомимся с историей метрополитена Будапеште, узнаем сколько работает метро и некоторые интересные факты о нем.
Коротко об истории появления метро в Будапеште
Из-за постоянно растущего потока пассажиров в центре столицы, назрела необходимость решения вопроса. В 1894 году Будапешт еще не был объединенным городом. Здесь, в основном, для передвижения использовались омнибусы и конки (трамваи на конной тяге). Пользоваться этими видами транспорта могли себе позволить только состоятельные люди.
С каждым годом проблема передвижения в пределах города становилась все серьезнее. Вместе с тем, на выставке достижений первый раз были продемонстрированы электрифицированные поезда, автопром которых стала компания Siemens&Halsrke. Впоследствии эта компания получила задание строительства метрополитена, она могла самостоятельно действовать и принимать решение, при условии, что подземная дорога будет запущена в строго оговоренные сроки.
Строительные работы были начаты в 1894 году. Поскольку глубина всех станций была сравнительно небольшой, все работы осуществлялись наземным открытым методом. Первая линия метро должна была пройти вдоль проспекта Андроши (центральная улица города).
В рабочем процессе была задействована такая техника как бетономешалки, экскаваторы, насосы для перекачки бетона. Чуть более полутора лет понадобилось для возведения 11 станций метро, при этом длина линии составила 3,7 километров. Позднее, станция «Аллаткерт» была закрыта, а линия была протянута до станции «Мексикои ут».
Если сравнивать с московским метро, то, к примеру, участок, который расположен между станциями «Крылатское» и «Строгино» составляет 6,6 километров. Исходя из этого, понятно, насколько коротка длина будапештской ветки (3,7 км).
Современное метро Будапешта
На 2016 год, суммарная протяженность метрополитена составила 131,1 км.
- Желтая ветка имеет 11 станций и была построена в 1896 году;
- Красная ветка включает в себя также 11 станций. Она функционирует с 1970 года;
- Синяя ветка (самая длинная из всех) протянулась на 16,3 км и имеет 20 станций. Функционирует с 1976 года;
- Зеленая ветка была построена в 2014 году, чтобы организовать связь между западным спальным районом и центром столицы. Она включает в себя 10 станций. На строительство этой ветки было потрачено 1,2 млрд евро.
Ежегодно метро Будапешта перевозит более 302 миллионов пассажиров, что составляет приблизительно 800 тысяч пассажиров ежедневно. Более востребованными являются вторая и третья линии, менее популярной считается первая линия.
В недавнем прошлом, в будапештском метрополитене не было турникетов: на входе пассажиры сами компостировали свои билеты. В 2015 году на второй и третьей линии были установлены турникеты, работающие в автоматическом режиме.
Есть только одна станция («Дик Ференс»), которая является связующим звеном между тремя ветками метрополитена. Путешественникам именно с нее следует начинать свой маршрут по городу.
Вторая и третья ветки появились в период, когда между СССР и Венгрией были дружеские связи. Это способствовало тому, что поезда метро поступали из Мытищенского завода.
Кратко о М1
К числу основных достопримечательностей этой ветки относятся виды составов, движущихся по ней. Они похожи на трамваи желтого цвета и выполнены под старину. Состав включает в себя три, соединенных между собой, вагона, рассчитанных на перевозку 276 пассажиров.
Длина платформ составляет примерно 30 м, они размещены с двух сторон состава.
Протяженность перегонов между отдельными станциями ветки М1 составляет примерно 400 метров. Рядом со станциями находятся основные городские достопримечательности:
- Рядом со станцией Сечени Фурдо находится великолепный парк Варошлигет и замок Вайдахуняд. Не потребуется много времени, чтобы доехать от станции метро до знаменитых купален Сечени.
- Станция Хосок расположена практически рядом с площадью Героев.
- Вблизи станции Октогон находится академия Ференца Листа, если немного проехать вперед, то можно оказаться у Венгерского оперного театра.
Как пользоваться метро?
В венгерской столице функционирует единый билет для проезда на разных видах общественного транспорта. Если это разовый билет, то по нему можно проехать только на одном из видов транспорта (автобус, троллейбус и т.д.). Если вы приобретете проездной, то вам будет доступен проезд на любом транспорте (метро, автобус, трамвай и троллейбус) на время действия билета.
Билеты предъявляют контролерам, которые дежурят на станции. Как правило, контролеры не осуществляют проверку в вагонах, они дежурят у эскалаторов, куда выходят пассажиры.
За нелегальный проезд штраф составляет 25 тысяч форинтов. Если заплатить на месте либо в двухдневный срок (не более!) через офис ВКК, размер штрафа снизится до 12 тысяч форинтов. Если вы не оплатили штраф в течение месяца, то его сумма возрастет до 50 тысяч форинтов.
Интересная информация
Цена разового билета на проезд в метро Будапешта варьируется в пределах 350 форинтов. На схеме венгерского метро видно, что входы и выходы находятся отдельно, то есть, если человек решит сменить направление, то ему понадобится покупка нового билета.
Приобрести билет можно в кассах, расположенных на станциях метро, в терминалах и даже в газетных киосках.
Намного бюджетные приобретать суточные либо помесячные абонементы, чтобы не быть ограниченными в передвижении.
Бесплатно ездить в метро Будапешта могут только граждане Венгрии и Евросоюза, достигшие 65 лет. Все остальные, прибывшие из других стан, независимо от возраста, передвигаются на общественном транспорте на общих основаниях.
У будапештского метро отсутствует официальный сайт, в качестве информатора метро выступает портал общественного транспорта Будапешта, причем, вся информация на английском языке.
Расписание работы метро Будапешта
Ежедневно метро начинает свою работу в 4:30 утра и функционирует официально до 23:00 часов. В рабочие дни поезда метро ходят каждые 2 минуты. Максимальное время ожидания ранним утром либо ночью, не превышает 10 минут. Метро начинает работать с 4:52 утра, а последний состав заканчивает свою работу около 24 часов.
Заключение
С помощью метрополитена Будапешта можно комфортно и быстро передвигаться по городу, что позволяет посетить множество местных достопримечательностей. Ориентироваться в нем не сложно. Очень важно соблюдать правила использования всех видов транспорта и не их допускать нарушения.