Для многих венгерский автопром ассоциируется с автобусами Ikarus. Действительно на протяжение долгого времени они были очень распространены в городах не только Советского союза, но и всего постсоветского пространства. Однако, кроме Ikarus, Венгрия известна и другими автомобильными заводами.
Сначала поговорим об Ikarus. Эта компания появилась в Будапеште в 1895 году. Если в первые годы, компания занималась выпуском экипажей и изделий из металла, то с 1913 года она стала выпускать автомобили и автобусы. Впоследствии, производство автомобилей было остановлено, зато Ikarus работает и в настоящее время, при этом, имеет статус одного из лучших автобусных заводов Европы.
Самой популярной моделью в Советском Союзе является Ikarus 280. Они ездят по отечественным дорогам и в наши дни.
Выпуск автобусов Ikarus закончился в 2014 году, но уже и ранее, объемы производства сильно уменьшились. Это было обусловлено тем, что компания потеряла своего главного потребителя в лице СССР. После этого, компания неоднократно меняла владельцев, прекратил работу главный ее завод, а впоследствии закрылась и сама компания.
Однако, марка Ikarus продолжила свою историю. В 2018 году был представлен электрический автобус karus-CRRC CityPioneer. Инвесторы выкупили права на бренд, объединившись с китайцами и приняли решение запустить производство новых авто на предприятии «Икаруса» в городе Секешфехервар. Спустя пару лет подготовительного процесса, в венгерских СМИ появилась информация о том, что выпуск электробусов налажен. На сегодняшний день на этапе сборки находится 40 машин.
Ikarus-CRRC CityPioneer – комфортабельный низкопольный электробус вместимостью 76 мест. Это отличный вариант транспорта в условиях города. Модель оборудована электродвигателем, мощность которого составляет 240 кВт (326 л. с.), а также литиево-ионной батареей (313 кВт·ч), имеющей запас хода до 260 км на одной зарядке.
Кроме этого, появился еще один автобус марки Ikarus, в комплектации которого шасси Volvo и традиционный турбодизель.
Другие венгерские компании
Fejes. Эта компания успешно работала в период с 1923 по 1932 годы. За это время было произведено всего 45 машин, часть из них было куплено почтовой службой.
Rába. Когда- то это был один из крупных производителей страны, специализирующийся на производстве грузового и военного транспорта. Компания была образована в 1896 году. В 1904 году компания представила тягач, оснащенный всеми управляющими и ведущими колёсами. В период с 1936 по 1951 годы компания производила модели «Super», по типу автобусов, маленьких фургонов и грузовиков. В годы войны, производство, некоторое время не работало. На сегодняшний день, Rába выпускает военные траки, в числе основных характеристик, которых, считается повышенная проходимость. Кроме этого, компания занимается изготовлением запасных частей для грузового автотранспорта.
Magomobil. Это крупнейший венгерский завод довоенной эпохи. Он работал с 1901 по 1929 годы. Первоначально, он имел название Podvinecz & Heisler и выпускал автомобили различных марок, однако, во время мирового кризиса производство было закрыто.
Balaton и Alba Regia. Эти микрокары были созданы в период с 1952 по 1955 годы командой инженеров, возглавляемой Эрнё Рубиком. Поскольку социалистическая Венгрия входила в состав СЭВ, у нее не было возможности самой решать, какую продукцию ей производить. Также, с подачи СЭВ в стране был утвержден запрет на изготовление легковых авто. Разработка микромобиля с мотором мотоцикла была вариантом «обойти» запрет. Эти две модели имели аналогичную конструкцию (кузов из алюминия, маленькие самолетные колёса и мотор от мотоцикла Pannonia). В качестве заказчика этой техники выступало Министерство тяжелой промышленности страны. Начало серийного производства было намечено на 1956 год, однако, из-за восстания, случившегося в этом году, планам не суждено было воплотиться в жизнь.
Csepel. Эта машиностроительная компания специализировалась на изготовлении грузовиков и военной техники. Она была создана по инициативе правительства Венгрии сразу после окончания Второй мировой войны. В 1949 году на заводе был собран первый автомобиль. Изюминкой этих машин была простота и надежность конструкции, что ценилось на рынке. Такие машины охотно вывозились в государства ближнего зарубежья, в том числе и в Советский Союз. Компания просуществовала до 1996 года, а затем обанкротилась. Однако, стоит заметить, что подержанные «Чепели» можно и сегодня встретить на дорогах Венгрии. Иногда они выступают в ретро-ралли.
Csonka. Это один из первых автозаводов страны, который был основан в 1909 году и просуществовал три года. С конвейера было выпущено всего двадцать автомобилей, однако, некоторые модели сохранились до нашего времени.
Puli. Производство этого микрокара приходится на период с 1986 по 2000-е годы. Изначально он был оборудован бензиновым двигателем, а в последствии – электрическим.
Pente 500, так называемый, «венгерский фольксваген жук». Эта компактная модель – результат работы компании Weiss Manfréd Steel Works. Сначала предполагалась сборка авто с 4-тактным двигателем, однако, для удешевления изготовления и в конечном итоге цены, стали использовать 2-тактный двигатель, оборудованный системой воздушного охлаждения.
Автомобиль был разработан в 1947 году, однако, до серийного производства дело так и не дошло, так как власти Венгрии приняли решение о национализации промышленности.
Fesztivál. Этот автомобиль является результатом труда Калмана Шабади, который создал эту интересную модель в 1960 году.
Автопром Венгрии сегодня
После того, когда Венгрия перестала быть страной, относящейся к соцлагерю, в стране стали работать крупные машиностроительные компании, в том числе Suzuki (Япония) и Opel (германия). Позднее здесь появились такие марки как Mercedes, VW и Ford.
Это было выгодно не только производителям машин, но и самим венграм. Одни нашли дешевую рабочую силу, а другие получили рабочие места и возможность купить автомобиль, который делают на территории Венгрии по более низкой стоимости.
Независимо от того, что в настоящее время в Венгрии работает только один завод, специализирующийся на производстве транспортных средств собственной разработки (а это Ikarus), в перспективе, возможно появятся бизнесмены, заинтересованные в возрождении отечественных моделей, которые когда-то были популярными.
Главные виды транспорта в Венгрии
Общественный транспорт. К этой категории относятся автобусы, трамваи и троллейбусы, причем трамваи можно увидеть только в нескольких городах (Будапешт, Дебрецен, Мишклльц и Сегед).
Метро. Этот вид транспорта функционирует только в столичном Будапеште. Метро состоит из 40 станций и трех веток.
Такси. Этот вид транспорта в Венгрии не перепутаешь с обычными машинами. Помимо значка «Taxi», номера автомобилей окрашены в ярко-желтый цвет. Тарифы за проезд обозначены на приборной панели либо на лобовом стекле.
Поезда. Железнодорожный транспорт страны находится в ведении компании MAV. Все железнодорожные составы хорошо оснащены, а сам вид транспорта популярен как внутри страны, так и на международных направлениях.
Водный транспорт. Особенно востребован этот вид транспорта в летний сезон, к примеру, водные маршруты к озеру Балатон либо путешествие из Вены в столицу Венгрии, с заездом в Братиславу.
Аренда автомобиля. Туристы, имеющие регистрацию в Венгрии (к примеру, в отеле), возраст которых превышает 21 год, могут арендовать машину. Для этого необходимо иметь при себе водительские удостоверения и кредитную карту либо внести залог (300 евро).
Технический осмотр в Венгрии
Каждый автомобиль в этой стране должен пройти техосмотр. Если речь идет о новой машине, то первый раз такая процедура предусмотрена через четыре года. Осмотр автомобилей с пробегом проводится через каждые два года. Табличка о наличии техосмотра должна размещаться на заднем номерном знаке, кроме того, эта информация фиксируется в регистрационном документе автомобиля. На сегодняшний день феки оформляются в электронном виде, соответственно, в стикерах нет необходимости.